Планирование работы по ознакомлению
с ПДД в разных возрастных группах
Вторая младшая группа (3-4 года)
С детьми 3-4 лет воспитатель продолжает работу по расширению представлений об окружающем мире, формированию ориентировки в пространстве, учит понимать и употреблять понятия «здесь», «там», «вверху», «внизу», «близко», «далеко». Он организует и постоянно направляет познавательную деятельность детей на предметы, явления и события, которые не только способствуют развитию представлений об окружающем, но и дают первоначальные элементарные знания правил дорожного движения.
Детей знакомят с дорогой, улицей, тротуаром, некоторыми видами транспорта. Они узнают, что люди ездят в легковых автомобилях, автобусах (троллейбусах, трамваях). Грузы возят на грузовых машинах. Автомобилем управляет шофер. Он осторожно ведет машину.
Большое внимание уделяется развитию ориентировки детей в пространстве на музыкальные и физкультурных занятиях: при выполнении упражнений, построений и перестроений, при проведении подвижных игр, когда дети учатся быстро находить свое место, действовать точно по сигналу воспитателя, подчиняться игровым правилам.
На занятиях по развитию элементарных математических представлений детей учат различать направления «вперед», «назад», «сзади», «налево (слева)», «направо (справа)».
Представления о транспорте, улице, полученные детьми на прогулках, занятиях, постепенно закрепляются и расширяются при каждом удобном случае воспитателем, родителями.
Воспитатель подбирает книги, иллюстрированные яркими рисунками различных видов транспорта, объясняет их назначение, рассказывает о разных частях автомобиля, старается активизировать восприятие детей вопросами. Учитывая односложности ответов детей данного возраста воспитатель дополняет и повторяет ответ ребенка.
место в ознакомлении детей 4-го года жизни с некоторыми правилами дорожного движения отводится прогулкам. Дети наблюдают за движением транспорта и пешеходов, узнают, что пешеходы идут по тротуару, машины едут по дороге, учатся узнавать известные им по рисункам автомобили и их детали, устанавливать простейшие причинно-следственные связи в окружающем.
В течение года прогулки периодически повторяются, с тем, чтобы закрепить имеющиеся у детей представления о правилах дорожного движения.
С этого возраста начинается цикл систематических мероприятий, посвящённый данной проблеме
Перспективно-тематическое планирование
Сентябрь
- Беседа «Наша улица» - расширять знания детей об улице, проезжей части, видах транспорта.
- Целевая прогулка «Знакомство с улицей» - уточнять представления детей об улице, дороге, тротуарах, о видах транспорта. Дать элементарные знания о поведении на улице.
- Консультация для родителей «Обучайте дошкольников правилам дорожного движения».
Октябрь
1. Рассматривание грузового автомобиля.
2. Подвижная игра «Воробушки и автомобиль».
3. Конструирование «Грузовик».
4. Наблюдение «Шофер привез песок».
Ноябрь
1. Беседа о светофоре.
2. Рассматривание плакатов из серии «Правила дорожного движения».
3. Сюжетно-ролевая игра «Едем в автобусе».
Декабрь
1. Экскурсия к проезжей части.
2. Изготовить макет для игр с машинками.
3. Аппликация «Починим машинам колеса».
Январь
1. Целевая прогулка по улице.
2. Беседа на тему «Что мы видим на улице».
3. Досуг «Зеленый огонек».
Февраль
1. Беседа «Когда мы пассажиры».
2. Подвижная игра «Трамвай».
3. Чтение художественной литературы С. Маршак «Милиционер», С.Яковлев «Светофор», С. Михалков «Моя улица».
Март
1. Прогулка к автобусной остановке.
2. Беседа о видах транспорта.
3. Выставка совместных рисунков родителей и детей.
Апрель
- Сюжетно-ролевая игра «Наша улица» с использованием макета улицы.
- Консультация для родителей «Для чего нужны правила дорожного движения»
- Социально-нравственное воспитание. Ситуации «Правила поведения на улице».
Май
1. Прогулка по улице.
2. Ситуации «Путешествие по городу».
3. Сюжетно- ролевая игра «Светофор».
Средняя группа (4-5 лет)
С детьми 4-5 лет воспитатель продолжает работу по развитию ориентировки в окружающем. Более широкой становится программа целевых прогулок.
Воспитатель должен познакомить детей с трудом водителей некоторых видов транспорта; в легковых автомобилях и некоторых видов транспорта; в легковых автомобилях автобусах ездят люди, на грузовых машинах привозят в детский сад продукты и другие грузы; в кабине за рулем сидит шофер, он ведет машину быстро и осторожно, чтобы не произошло аварии.
С целью обогащения опыта детей, закрепления их представлений транспорте на целевых прогулках проводятся наблюдения. Дети уточняют особенности передвижения, определяют сходство и отличие троллейбуса, трамвая, автобуса, машины.
Детей знакомят с конкретными правилами дорожного движения, рассказывают им о назначении желтого сигнала светофора, объясняют правила поведения пешеходов: ходить по улице спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара; переходить дорогу только по переходу, при зеленом свете светофора. Воспитатель знакомит детей со словами «проезжая часть», «односторонне и двустороннее движение», «пешеход», «наземный (подземный) переход».
Перспективно-тематическое планирование
Сентябрь
1. Безопасность в нашей группе «От шалости до беды - один шаг»
2. Целевая прогулка: «Знакомство с улицей».
3. Консультация для родителей « Для чего нужны правила дорожного
движения».
Октябрь
1. Беседа о светофоре.
2. Подвижная игра «Цветные автомобили».
3. Аппликация « Починим машинам колёса»
Ноябрь
1. Беседа « Наша улица».
2. Целевая прогулка по улице.
3. Консультация для родителей «Обучайте дошкольников правилам дорожного движения».
Декабрь
1. Беседа «Что мы видим на улице?»
2. Рассматривание легкового автомобиля.
3. Конструирование « Грузовик».
Январь
1. Беседа о видах транспорта.
2. Прогулка к автобусной остановке.
3. Рассматривание плакатов из серии « Правила дорожного движения».
Февраль
1.Досуг « Зелёный огонёк».
2.Обновить макет для игр с машинами.
3. Экскурсия к проезжей части.
Март
1. Беседа « Когда мы пассажиры».
2. Выставка современных рисунков родителей и детей « Машины на нашей
улице».
Апрель
1. Чтение художественной литературы: С. Яковлев «Светофор», С. Михалков «Моя улица»; «Милиционер».
2. Сюжетно – ролевая игра « Едем в автобусе».
3. Прогулка по тротуару.
Май
1. Социально – нравственное воспитание. Ситуации «Правила поведения на улице».
2. Наблюдение «Шофёр привёз песок».
3. Подвижная игра «Трамваи».
Старшая группа (5-6 лет)
В старшей группе представления детей уточняются и дополняются. На экскурсиях, целевых прогулках закрепляется представление детей о проезжей части, осевой линии. Их знакомят с перекрестком, дорожными знаками («Пешеходный переход», «Перекресток», «Пункт питания», «Телефон», «Место стоянки», «Пункт медицинской помощи»). Дают более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров: пешеходам разрешается ходить только по тротуару; идти следует по правой стороне тротуара; пешеходы переходят дорогу шагом в местах, где имеются
пешеходная дорожка и указатели перехода; при двустороннем движении смотрят вначале налево, а дойдя до середины - направо; пассажиры ожидают транспорт на специальной остановке; пассажиры с детьми могут входить в транспорт с передней площадки; в транспорте каждый должен вести себя спокойно, чтобы не мешать остальным пассажирам.
Перспективно-тематическое планирование
Сентябрь
- Беседа «Наш город».
- Экскурсия по улице.
3. Сделать разметку площадки по дорожному движению.
Октябрь
1. Прогулка «Наблюдение за работой сотрудника ГАИ».
2. Занятие: «Знакомство с дорожными знаками Предупреждающие знаки».
- Подготовка атрибутов вместе с родителями.
Ноябрь
- Занятие «Указательные знаки».
- Прогулка «К остановке пассажирского транспорта».
- Чтение художественной литературы «Светофор» Б. Житкова, «Кто важнее всех на улице» В. Клименко.
Декабрь
- Занятие «Запрещающие знаки».
- Родительское собрание «Дисциплина на улице – залог безопасности пешеходов».
- Дидактическая игра: «Угадай, какой знак».
Январь
- Вечер – досуг: «Зелёный огонёк»
- Прогулка «Наблюдение за движением машин и работой водителя».
Февраль
1. Беседа: «Поведение детей на улице».
2. Консультация с родителями: «Правила перевозки детей в колясках, на санках, на велосипедах и мотоциклах.
- Чтение художественной литературы: «Три чудесных цвета» А.Северного.
Март
1.Вечер – досуг «Путешествие в страну дорожных знаков».
2.Занятие «Когда мы пассажиры».
3.Выставка совместных тематических рисунков родителей и детей.
Апрель
- Дидактическая игра «Улица города»
- Чтение художественной литературы «Моя улица» С.Михалков, «Скверная история» С.Михалков, «Заборчик вдоль тротуара» А.Дорохов.
Май
1 Беседа на тему «Три сигнала светофора».
2. Беседа с родителями «Типичные случаи детского травматизма, меры его предупреждения».
Подготовительная группа (6-7 лет)
Работу с детьми 6-7 лет по ознакомлению с правилами дорожного движения надо организовать так, чтобы знания, полученные на занятиях, экскурсиях и прогулках, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками. Первокласснику приходится порой самостоятельно переходить улицу. К этому его надо подготавливать. Прежде всего, в подготовительной к школе группе необходимо закреплять, расширять и углублять представления о правилах дорожного движения, полученные в других группах. С этой целью с детьми 6-7 лет проводятся наблюдения за движением транспорта, работой водителя, сигнализацией светофора. Расширять знания детей о работе сотрудников ГБДИ, контролирующих движение на улице. Продолжается знакомство с назначением дорожных знаков и их начертанием. Дети должны хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них.
Детей подготовительной к школе группы знакомят с новыми для них правилами пешеходов и пассажиров: переходить улицу на перекрестках (где нет указателей), в местах, где есть пешеходные тоннели или мосты, пешеходы должны пользоваться только ими, прежде чем переходить дорогу, пешеход должен убедиться в полной
безопасности.
Перспективно-тематическое планирование
Сентябрь
1. Занятие «Наш город»
2. Прогулки «Наблюдение за движением транспорта»
Октябрь
1. Беседа «Где и как переходить улицу»
2. «Зайка велосипедист» В. Клименко, «Автомобиль» Н. Носов,
«Светофор» А. Северный-чтение художественной литературы.
Ноябрь
1.Занятие «Кто регулирует движение транспорта и пешеходов».
2.Прогулка «Наблюдение за работой сотрудника ГАИ».
Декабрь
1.Занятие «Знакомство с дорожными знаками» (Предупреждающие).
2.Родительское собрание «Для чего нужны правила дорожного движения, и что они собой представляют».
3.Подготовка атрибутов вместе с родителями.
Январь
1.Вечер-досуг «Зеленый огонёк».
2.Прогулка «Наблюдение за транспортом на улицах города».
3.Занятие «Указательные знаки».
Февраль
- Занятие «Запрещающие знаки».
- Дидактическая игра: «Угадай, какой знак».
Март
1. Прогулка «К остановке пассажирского транспорта».
2. Занятие «Когда мы пассажиры».
- Чтение художественной литературы «Кто важнее всех наулице» В. Клименко, «Велосипедист» С.Михалкова, «Азбука безопасности» О. Бедарева.
- Выставка совместных рисунков родителей и детей по теме дорожного движения.
Апрель
- Беседа с родителями «Правила перехода через дорогу, перевозка детей на санках».
- Беседа с детьми «Улица города».
Май
1.Заключительная беседа с детьми для проверки знаний по правилам дорожного движения.
2. Целевая прогулка по улицам города.
Проверяем знания дошкольников по ПДД
Младший дошкольный возраст
- Что такое улица?
- На какие части делится улица (проезжая часть - тротуар)?
- Какие названия улиц вы знаете?
- Что помогает пешеходам перейти проезжую часть?
- На какой сигнал светофора можно переходить дорогу?
Средний дошкольный возраст
-
- Что такое дорога?
2. Где расположен тротуар? Почему люди могут ходить только по тротуару?
3. Где люди должны переходить улицу?
4. Когда можно переходить улицу?
5. Какие сигналы есть у светофора? Что они обозначают?
6. Почему нельзя играть на дороге?
7. Какие виды транспорта вы знаете?
- Что такое дорога?
Старший дошкольный возраст
- Как называется часть улицы, по которой едут машины?
- Как называется часть улицы, отведенная для пешеходов?
- Кого называют пешеходом?
- Где безопасно переходить улицу?
- Как найти место перехода улицы?
- Как перейти через дорогу?
- Что обозначает красный (зеленый, желтый) сигнал светофора для пешеходов, водителей?
- Как нужно переходить улицу вблизи остановки маршрутного транспорта?
- Почему нельзя играть на дороге?
- Почему но тротуару нельзя ходить толпой?
- Назовите виды транспорта.
- На каких машинах устанавливают сигнал «Сирена»?
- Для чего вдоль дорог поставлены знаки?
- Какие знаки вам известны, что они обозначают?
- Какие правила необходимо соблюдать пассажиру общественного транспорта?
Викторина для детей старшего дошкольного возраста
«По правилам дорожного движения»
Задачи викторины:
определение наличия у ребенка умений и навыков безопасного поведения на дороге;
выяснение готовности ребенка самостоятельно оценивать дорожно-транспортные ситуации;
закрепление у ребенка уверенности в себе, в том, что он успешно может справиться с любой дорожной ситуацией.
- Из каких основных элементов состоит дорога? (Дорога состоит из проезжей части, тротуаров, обочин).
- Как называется человек, идущий по тротуару? (Пешеход).
- Кто такой участник движения? (Пешеход, пассажир, водитель).
- Где разрешается ходить по дороге? (По тротуарам, обочинам, пешеходным дорожкам, при отсутствии указанных мест - по краю проезжей части).
- Где разрешается переходить проезжую часть дороги? (По пешеходным, подземным, надземным переходам).
- Правила перехода проезжей части? (Посмотреть налево, убедиться в безопасности, неспеша дойти до середины, посмотреть направо).
- Какие средства регулирования дорожного движения вы знаете? (Дорожные знаки и разметка, сигналы светофора и регулировщика, предупредительные сигналы, подаваемые водителями транспортных средств).
- Что означают цвета светофора? (Красный — стой, жёлтый - внимание, зеленый - иди).
- Какие есть виды транспорта? (Пассажирский, грузовой, специальный).
- Как правильно обходить стоящий транспорт? (Сзади, со стороны приближающегося к нему транспорта)
Вопросник для проверки знаний детей по теме “Дорожная азбука”
- Что такое улица?
- Как регулируется движение на улице?
- Какие сигналы светофора ты знаешь? Что они обозначают?
- Чем отличаются транспортный и пешеходный светофоры?
- Что помогает регулировщику управлять движением?
- Как называется человек, который регулирует движение на дороге?
- Для чего нужны дорожные знаки?
- Какие дорожные знаки ты знаешь?
- Где должны ходить пешеходы?
- Что такое перекресток?
- Где и как нужно переходить дорогу?
- Как обозначается пешеходный переход?
- Какие пешеходные переходы ты знаешь?
- Где на проезжей части можно переждать поток машин?
- Где должны ездить автомобили?
- Чем отличается грузовой транспорт от пассажирского?
- Какие виды пассажирского транспорта ты знаешь?
- Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди?
- Чего нельзя делать на дороге?
Тест для детей старшего дошкольного возраста “Подбери слова”
Цель: выявить знания детей по правилам дорожного движения, уровень развития словарного запаса речи.
Инструкция: Воспитатель называет определение, например, воздушный транспорт. Ребенок должен перечислить слова, относящиеся к этому определению (самолет, вертолет, воздушный шар).
- Наземный транспорт
- Воздушный транспорт
- Предупреждающие знаки
- Запрещающие знаки
- Знаки сервиса
- Сигналы светофора
- Действия человека
Тест «Проверь себя»
(для детей от 6-7 лет)
Цель: определить уровень развития знаний и умений усваиваемые детьми по правилам дорожного движения в подготовительной группе.
Задача ребенка найти лишнее слово.
1. Знаки сервиса включают в себя… (больницу, пост ГИБДД, телефон, аптеку).
2. В специальный транспорт входит… (скорая машина, пожарная машина, машина милиции, велосипед).
3. В понятие “транспорт” входит…(машина, автобус, велосипед, пешеход, трактор).
4. Общественный транспорт включает в себя…(автобус, троллейбус, трамвай, прицеп, такси).
5. У машины есть…(колеса, руль, парус, педаль, фары).
6. Пешеход имеет право…(переходить улицу, идти по тротуару, играть на проезжей части).
7. Запрещающие знаки включают в себя…(поворот направо запрещен, разворот запрещен, остановка запрещена, круговое движение).
8. Водителю велосипеда можно… (ездить, не держась за руль, двигаться по крайней правой полосе в один ряд, двигаться по обочине дороги, если это не создает помех пешеходам).
9. Дорожные знаки делятся на…(предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные, разрешающие).
10. Светофор состоит из цветов (зеленого, желтого, красного, синего).
Норма для детей подготовительной группы 7-8 правильных ответов.
Вопросник для воспитателей по обучению детей
правилам дорожного движения
Цель: выявить знания воспитателей по обучению и воспитанию детей правилам дорожного движения.
1. Ф.И.О. педагога __________________________________________
2. Стаж работы педагога _____________________________________
3. Перечислите основные методы обучения и воспитания детей правилам дорожного движения________________________________________________
4. Перечислите основные формы проведений занятий по правилам дорожного движения__________________________________________________________
5. Укажите, словесные методы обучения правилам дорожного движения __________________________________________________________________
6. Допишите методы и приемы развития и активизации познавательной и учебной деятельности: объяснение, поисковые вопросы___________________
7. Назовите наглядные основные методы обучения, которые используются при обучении правилам дорожного движения ___________________________
Экспресс-тест для родителей
Цель: Определить уровень знаний, умений по правилам дорожного движения, передаваемых родителями детям.
Необходимо выбрать наиболее предпочтительное решение из двух вариантов; А и Б:
1. А – Ребенок должен знать, какие службы экстренной помощи вызвать при ДТП.
Б – Ребенку это не нужно, с ним всегда взрослый.
2. А – Необходимы беседы родителей о том, что играть на дороге опасно.
Б – Правилам дорожного движения должны обучать в детском саду.
3. А – Нельзя оставлять детей без присмотра в машинах.
Б – Нужно доверять детям, приучать к самостоятельности.
4. А – Знакомить детей с различными произведениями литературы, в которых изложены дорожные ситуации.
Б – Дети смотрят в основном телевизионные передачи, и сами черпают знания о ПДД.
Ключ к тесту:
Если предпочтение отдается варианту:
А – вы сообщаете ребенку определенные знания, умения о выполнении правил дорожного движения.
Б - вы не осознаете своей роли в предупреждении дорожно-транспортных происшествий с вашими детьми.
Обучение детей правилам дорожного движения
памятка для родителей
Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашем страны быстро возрастают и будут прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов - детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьёзные трудности и опасности, и жить которым придётся при несравненно большей интенсивности автомобильного движения.
Причиной дорожно-транспортных происшествий чаше всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Очень часто, видя шалости и недисциплинированность детей на улице, взрослые не останавливают их, чтобы объяснить, какой опасности себя подвергают, не требуют, чтобы дети приучались к культуре поведения на улице и строгому соблюдению правил уличного движения. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют ещё в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них ещё не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру.
Иногда сами взрослые отнюдь не служат примером для детей и подростков, нарушая правила движения.
Поэтому, уважаемые родители, убедительно просим вас - не допускайте ни одного случая нарушения правил движения детьми - своими или чужими, и сами будьте хорошим примером для подражания. Только в этом случае мы сможем воспитать грамотного пешехода.
Ведя ребёнка в детский сад, у вас появляется возможность учить его азбуке улиц и дорог. Переходя улицу с малышом, обязательно держите его за руку. В противном случае он может испугаться приближающейся машины и внезапно побежать через дорогу, подвергая себя опасности. Объясните, что нельзя выходить одному, без взрослых на проезжую часть улицы, а переходя улицу с ребёнком, учите его правильной реакции на сигналы светофора, идите спокойно, не торопясь.
Гуляя с ребёнком, вы можете уточнить с ним названия улиц, по которым вы идёте, назначение встречающихся дорожных знаков, вспомнить правила движения по тротуару и перехода через дорогу, понаблюдать за работой светофора, рассказать о труде шофёра, милиционера-регулировщика.
Очень важно воспитать у детей самостоятельность при передвижении по улице. С этой целью старшим дошкольникам хорошо дать поручение в игровой форме, но с определённой, понятной ребёнку целью. Например, вы говорите: "Ты меня сегодня поведёшь в магазин, и мы купим с тобою продуктов. Но, прежде чем ты пойдёшь, расскажи, по какой стороне тротуара надо идти, где будем переходить дорогу" и т.д. Выполнение таких заданий ставит перед ребёнком определённую цель, закрепляет знания правил передвижения по улице, развивает наблюдательность, необходимость подумать, представить, мысленно расчленить путь на небольшие отрезки, определить расположение ориентиров и обозначить их словами.
И ещё, уважаемые родители, не допускайте того, чтобы дошкольники шли без вас в детский сад. В обязательном порядке вы сами должны приводить их в группу, к воспитателю и забирать их домой. Очень опасно доверять уводить ребёнка из сада ученику начальных классов. Он сам ещё не твёрдо знает правила движения, может заиграться по дороге или растеряться в сложной ситуации.
В заключении хочется сказать, что только совместными усилиями, детского сада и семьи можно научить детей соблюдать столь необходимые в их будущей жизни правила движения.